Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды
Республики Коми
Роман Полшведкин внёс ряд предложений совершенствования организационных и правовых механизмов при ликвидации разливов нефтепродуктов и накопленного экологического вреда от деятельности нефтегазового комплекса

Руководитель Минприроды Коми Роман Полшведкин принял участие в работе X международного форума «Арктика: настоящее и будущее», который проходил в Санкт-Петербурге с 10 по 12 декабря.

Форум собрал 2500 делегатов из 70 субъектов Российской Федерации, включая все арктические регионы. Дискуссионные площадки этого масштабного и значимого мероприятия были посвящены развитию Арктической зоны России. Из-за эпидемиологической ситуации большинство делегатов участвовали в работе форума в режиме онлайн.

Руководитель Минприроды Коми выступил с докладом на панельной сессии: «Ликвидация накопленного экологического ущерба в Арктической зоне РФ как приоритетная задача государственной политики». Доклад был посвящён совершенствованию организационных и правовых механизмов при ликвидации аварийных разливов нефти и накопленного экологического вреда нефтедобывающей отрасли в Арктической зоне

Роман Полшведкин напомнил делегатам форума, что в Арктическую зону Республики Коми включены 4 муниципальных образования: Воркута, Усинск, Инта, Усть-Цилемский. Интенсивное освоение природных ресурсов влечет за собой ухудшение состояния окружающей среды в районах нефтедобычи, транспортировки и переработки нефти. В республике 90% нефтезагрязнений приходятся на Усинский район. С похожими загрязнениями сталкиваются и другие регионы Арктической зоны, на территории которых идет нефтедобыча, транспортировка и переработка.

Одним из предложений стала разработка плана ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН) в Арктической зоне, в который будут включены все предприятия, осуществляющие свою деятельность с добычей транспортировкой, хранением и переработкой нефти и нефтепродуктов на территории Арктики, а также субъекты Российской Федерации, входящие в арктический регион.

По мнению Романа Полшведкина, при существовании межрегионального плана ЛАРН в Арктической зоне последствия аварийных нефтеразливов можно было бы свести к минимуму. В качестве такого примера он привёл недавний случай загрязнения реки Колвы на территории Республики Коми из-за разгерметизации нефтепровода на территории Ненецкого автономного округа.

- Отсутствие межрегиональных предупреждающих мероприятий по локализации нефтезагрязнений привело к возникновению режима «Чрезвычайной ситуации» на территории Усинска. При наличии межрегионального плана ЛАРН в Арктической зоне Республика Коми могла подключиться к ликвидации нефтеразлива и его последствий ещё на начальном этапе на территории НАО. Считаю, что в этом случае службы сработали бы более оперативно, соответственно, вред, нанесённый окружающей среде, мог быть гораздо меньше, - подчеркнул руководитель природоохранного ведомства.

Еще одно предложение касалось необходимости установить для Арктической зоны на Федеральном уровне нормативы остаточного содержания нефти и продуктов ее трансформации в почвах после проведения рекультивационных работ. А с учётом того, что экосистема Арктики наиболее уязвима, то и нормативы должны быть более жёсткими.

В своём выступлении Роман Полшведкин рассказал об опыте борьбы с последствиями нефтеразливов в Республике Коми и реализации мероприятий по готовности Республики Коми к действиям по предупреждению и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов. Он также обратил внимание делегатов форума на ряд проблем нормативного характера, которые не позволяют выстроить эффективную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных разливами нефти и нефтепродуктов. В их числе отсутствие единых требований к массе разливов нефти для установления категорий чрезвычайных ситуаций. Существующие критерии разнятся, и позволяют неоднозначно трактовать сложившуюся ситуацию, что позволяет организациям-загрязнителям руководствоваться тем нормативно-правовым актом и объёмом, который для них выгоден.

- Считаю, что достижение благоприятной экологической обстановки, в том числе в Арктической зоне Российской Федерации, возможно только совместными усилиями государственных органов и природопользователей, строгим выполнением природоохранных мер, предусмотренных действующим законодательством. Также необходимо формирование резервных средств для реагирования на чрезвычайные ситуации в Арктике, недавняя авария в Норильске показала такую необходимость, - подытожил своё выступление Роман Полшведкин.


Последнее обновление:
16 декабря 2020