Обычная версия сайта
Размер шрифта: -A +A

Основное меню Портала


Президент Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Совет Федерации Федерального Собрания РФ

Государственная Дума Федерального Собрания РФ

Сервер органов государственной власти Российской Федерации

Национальный антитеррористический комитет

Антитеррористическая комиссия Республики Коми



Новости

6 февраля министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Роман Полшведкин принял участие в программе «Детали дня. Личный прием» на КРТК «Юрган» и ответил на вопросы телезрителей.

12.02.2019

Публикуем ответы на вопросы, в том числе, не вошедшие в эфир программы.

 

Населенный пункт, район и т.д.

Вопрос

Ответ

  1.  

с. Объячево

В связи с внедрением новой системы сбора и вывоза ТКО, не понятно, куда девать ИП отходы лесопиления (опилки, кора горбыль). Подскажите, как организована эта работа в Республике Коми?

 

 

Утилизация промышленных отходов, в том числе и опилок, образующихся в результате любой промышленной деятельности, это обязанность собственников предприятий. Минпром Республики Коми в рамках Дорожной карты по развитию биоэнергетики на протяжении последних несколько лет вел методичную работу по содействию предпринимателям в создании производств по переработке древесных отходов в пеллеты или брикеты. Это помощь в разработке бизнес-планов, в подборе оборудования, организация выставок производителей биотопливного оборудования, расширение внутреннего рынка сбыта биотоплива.

В результате на многих предприятиях лесной промышленности опилки и горбыль перестали воспринимать как отход, он стал ценным ресурсом, который дает возможность получить дополнительную прибыль. Так в лесных районах республики в 2018 году ООО «Лесозавод №1» в п. Казлук (МО МР «Усть-Вымский»), ООО «Промтех-инвест» в п. Первомайский (МО МР «Сысольский»), индивидуальный предприниматель Панюков В.А. в п. Тимшер, Богданов в с. Усть-Кулом (МО МР «Усть-Куломский») и ООО «ИИКО» в с.Объячево (МО МР «Прилузский») запустили технологические линии по производству топливных брикетов и пеллет мощностью от 5 до 10 тыс. тонн в год.

В 2018 году на полную мощность заработал новый пеллетный завод ООО «Лузалес» в Прилузском районе. ООО «СевЛесПил» модернизировал оборудование по производству пеллет, и расширил объемы производства. Завершены работы по строительству самого большого пеллетного производства в регионе ООО «Сыктывкарский ЛДК» мощностью 60 тыс. тонн в год, ведутся пуско-наладочные работы.

В 2019 году мы ожидаем, что производство биотоплива возрастет не менее чем на 20%, по сравнению с 2018 годом. Этому будет способствовать и запуск пеллетного завода «Сыктывкарского ЛДК» и то, что предприятие «Лузалес» на своей базе в Прилузском районе планирует смонтировать и запустить в работу ещё один пеллетный пресс. А третья пеллетная линия «Лузалес» будет поставлена в промышленной зоне Човью города Сыктывкара. В этой же промышленной зоне появится еще одно биотопливное производство – к строительству завода по производству брикетов и пеллет приступила компания K-BEG, уже приобретены цеха для размещения нового завода, закупается необходимое оборудование.

  1.  

п.Вухтым

В Прилузском районе сегодня нет общедоступных охотничьих угодий.

Охотничьи угодья находятся на условиях аренды  у Коми регионального общества охотников и рыболовов. Тогда как в других районах у охотников  есть право выбора: состоять в обществе или пользоваться общедоступными охот угодьями.

Что предпринимается министерством по решению этих проблем?

Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды  Республики Коми выполняются приоритетные мероприятия - проведение аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений.

В соответствии со Схемой размещения, использования и охраны охотничьих угодий (далее - Схема) на территории республики выделены  зоны, планируемые для создания общедоступных охотничьих угодий  и зоны для реализации через аукционы с целью организации закрепленных охотничьих угодий.

В соответствии с утвержденной Схемой после окончания срока действия долгосрочной лицензии охотничьи угодья в МО МР «Прилузский», закрепленные за Региональной общественной организацией «Коми республиканское общество охотников и рыболовов», переходят в категорию общедоступных охотничьих угодий, часть охотничьих угодий будет выставлена на аукцион на право заключения охотхозяйственного соглашения по результатам аукционов.

При составлении Схемы в каждом районе предусмотрено наличии общедоступных охотничьих угодий. Такое решение было принято с учетом пожеланий граждан высказанных в процессе проведения общественных обсуждений.

Досрочное прекращение права пользования охотничьими угодьями возможно лишь за нарушение условий пользования животным миром, на основании решения суда.

  1.  

с. Койгородок

Когда будет ведена система раздельного сбора мусора в Койгородском районе.?

 

 

В Государственной программе РК "Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды" предусмотрена ежегодная реализация проектов по созданию системы раздельного сбора отходов в муниципальных образованиях РК.

Проектом предусмотрены установка и обустройство соответствующих контейнерных площадок, организация мероприятий по информированию населения и пропаганде раздельного сбора, способствующих расширению представления населения о возможности вторичного использования отходов. Ежегодно из республиканского бюджета Республики Коми на реализацию мероприятий по раздельному сбору выделяется около 5,5 млн. руб.

Перечень муниципальных образований, участвующих в реализации мероприятий, формируется ежегодно Минприроды Республики Коми на основе заявок от органов местного самоуправления в соответствие с критериями отбора, определенными правилами предоставления субсидий Государственной программы.

 В  2013 году в рамках реализации мероприятия по созданию систем по раздельному сбору отходов МО МР «Койгородский» была предоставлена субсидия в размере 1596,25 тыс. рублей на обустройство 40 площадок с двумя контейнерами для сбора пластика и бумаги. В 2014 – 2015 гг.  –  2289,66 тыс. рублей на обустройство 33 контейнерных площадок для сбора пластика и бумаги и 1 мусоровоза с боковой загрузкой.

На сегодня Минприроды Республики Коми ведется сбор заявок от органов местного самоуправления для реализации мероприятия в 2019 году.

В текущем году от администрации МО МР «Койгородский» получена заявка на предоставление субсидии в размере 730 тыс. рублей для участия в мероприятии по организации раздельного сбора в МО МР «Койгородский» (закупка и обустройство площадок с контейнерами для пластика и бумаги). 

Решение о предоставлении субсидии будет принято комиссионно до 31 марта 2019 года.

  1.  

Эжвинский район МО ГО «Сыктывкар»

1.Планируется ли в республике строительство новых полигонов для размещения ТКО?

 

2.Планируется ли в республике строительство завода по переработке ТКО?

 

 

На территории Республики Коми реализуется Государственная программа «Воспроизводство природных ресурсов и охрана окружающей среды», в рамках которой за счет средств республиканского и местных бюджетов осуществляется реализация мероприятий, в том числе, по строительству объектов размещения твёрдых коммунальных отходов.

В рамках Госпрограммы разработано 20 комплектов проектной документации: на 27 полигонов и площадок хранения твердых бытовых отходов разработана проектная документация; на 10 полигонов и площадок накопления получены положительные заключения государственной экспертизы.

На текущий момент в рамках Госпрограммы осуществляется строительство двух объектов размещения отходов:

1.         Межпоселенческого полигона ТКО в с. Ижма (срок завершения строительства полигона – 2021 год).

Практическая работа по строительству объекта начата. Перечень основных работ текущего года включает расчистку территории строительной площадки и подъездной автодороги, устройство ограждения полигона, разработку водоотводной канавы, устройство подъездной автодороги и водопропускной трубы.

2.         В стадии завершения строительство полигона ТБО в с. Сторожевск Корткеросского района.

В 2018 году завершено строительство межпоселенческого полигона ТКО в с. Койгородок с площадками накопления в п.Кажым, п.Подзь, п. Вежъю. Выполнение работ проводилось в соответствие со сроками, установленными графиком выполнения работ.

На сегодняшний день ведётся работа по переводу участков земель государственного лесного фонда, выбранных под планируемые в рамках Госпрограммы объекты размещения отходов (Усть-Вымский, Усть-Куломский, Усть-Цилемский, Усинский районы).

Необходимо подчеркнуть, что реализация мероприятий по строительству объектов размещения отходов возможна лишь при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, перевода участка земель государственного лесного фонда, выбранного под объект, и наличия средств в республиканском и соответствующем местном бюджете.

В рамках создания объектов по переработке и утилизации отходов, Региональный оператор по обращению с ТКО планирует в 2019-2020 годах реализовать мероприятия по строительству мусоросортировочных комплексов в г. Ухта (мощностью более 100 тыс. тонн/год) и г. Сыктывкаре (мощностью более 200 тыс. тонн/год).

  1.  

Княжпогостский район

В СМИ прошла информация о том, что в г. Емва планируется построить мусоросжигательный завод, когда намечена дата строительства, и опасны ли для окружающей среды выбросы от такого вида деятельности?

В 2019 году региональным оператором (ООО «Ухтажилфонд») планируется строительство установки высокотемпературного сжигания отходов в г. Емва (срок реализации 2019-2021), сумма – 150000,00 тыс. руб.

Установить соответствие документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую деятельность по строительству перерабатывающего завода экологическим требованиям, в целях выявления и (или) предотвращения негативного воздействия инвестиционного проекта на окружающую среду возможно только при наличии проектной документации на строительство этого завода.

В настоящее время проектная документация строительства завода в Минприроды Республики Коми не поступала. В связи с чем дать оценку негативного воздействия на окружающую среду от реализации данного проекта невозможно.

  1.  

Княжпогостский район

Введены ли временные ограничения на посещение республиканского ихтиологического заказника «Вымский»? Если да, то какие это ограничения?

 

 

В данный момент ограничения на посещение ихтиологического заказника республиканского значения Вымский» не введены.

Но в настоящее время Проект Приказа Минприроды РК по ограничению посещения заказника «Вымский» проходит оценку регулирующего воздействия на сайте https://pravo.rkomi.ru/. Прошел стадию общественного обсуждения, в настоящее время вносятся изменения в проект приказа по поступившим замечаниям от граждан и юридических лиц. После согласования приказ будет утвержден.

Причины установления временных ограничений:

Начиная с 2016 года   в адрес Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми поступают обращения от граждан и организаций с требованиями принять меры по охране водных биологических ресурсов Республики Коми от незаконной добычи на нерестоохранных реках, в том числе и на территории государственного ихтиологического заказника республиканского значения «Вымский».

Изначально заказник «Вымский» создавался с целью охраны (сохранения) гидрологического и гидрохимического режима входящих в него рек, ценных видов рыб (семга, хариус европейский и другие) на протяжении всего их жизненного цикла.

Данные мониторинга состояния водных биологических ресурсов на охраняемых участках реки Вымь, проводимого специалистами Института биологии КНЦ УрО РАН в течении последних 15 лет, также свидетельствуют, что в настоящее время произошли серьезные негативные изменения рыбохозяйственного потенциала реки Вымь и его притоков. В первую очередь, это выражается в снижении основных промысловых рыб - сига, европейского хариуса, щуки. Только единичные особи атлантического лосося участвуют в нересте. В результате численность разновозрастной молоди семги упала в десятки раз.

Вводимые временные ограничения  являются вынужденными и направлены на снижение пресса незаконного рыболовства, пока восстановление популяций  уникальных стад «вымской» семги, а также сига, хариуса и других видов рыб в бассейне реки Вымь естественным путем еще возможно.

Временные ограничения вводятся на срок 4 года круглогодично, то есть на  период репродукционного цикла сига и европейского хариуса.

В то же время учтены такие региональные особенности, как отсутствие населенных пунктов на данной территории, транспортных и иных коммуникаций обеспечивающих жизнедеятельность населенных пунктов, удаленность от мест проживания коренных жителей, традиционных мест сбора грибов и ягод, а также охотничьих угодий. Конечная цель временных ограничений отвечает пожеланиям местного населения – восстановление рыбных ресурсов и упорядочение их использования.

 

Временные ограничения представляют собой запрет:

а) на  движение по реке Вымь и его притокам, за исключением реки Елва, в границах территории МО МР «Княжпогостский», озера Чисва-ты, реки Содмес-Ворыква на любом виде водного транспорта;

б) на нахождение в акватории и прибрежной защитной полосе реки Вымь и ее притоков, за исключением реки Елва, в границах территории МО МР «Княжпогостский», озера Чисва-ты, реки Содмес-Ворыква с любыми видами орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов (в течение всего года), за исключением используемых для рыболовства в научно-исследовательских целях.

Проезд (движение) по р. Вымь и ее притокам для посещения заказника юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями осуществляется на основании пропусков (разрешений).

При этом в целях осуществления мероприятий государственного экологического надзора (контроля), мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, проведению научных исследований, работе общественных инспекторов, органами местного самоуправления, в случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также действий правоохранительных органов -  временные ограничения не распространяются.

За нарушение настоящих временных ограничений юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствие с законодательством Российской Федерации (ст.8.39 КоАП РФ).

  1.  

г. Сыктывкар

Многодетным семьям выданы участки под ИЖС в лесных массивах города (мкр. Сосновая поляна, Емваль). Есть желание самостоятельно организовать временные дороги к участкам начала строительства и подвоза стройматериалов. Однако вырубку леса на участках самостоятельно владельцы (по законодательству) производить не могут. А ждать решения вопроса от муниципальной власти слишком долго.

Как можно решить этот вопрос?

Согласно статьям 82 и 83 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям Минприроды Республики Коми относится организация использования лесов и предоставление лесных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и Республики Коми, расположенных на землях, имеющих категорию - земли лесного фонда.

В связи с тем, что указанные земельные участки расположены на землях населенных пунктов, рассмотрение вопроса относится к полномочиям администрации гМО ГО «Сыктывкар».

  1.  

п.  Приуральский

Предусматривает ли законодательство РФ, Республики Коми возможность использования лесных ресурсов при аварийных и чрезвычайных ситуациях в частности, на ремонт мостов

 

 

В случае возникновения непредвиденных обстоятельств, в том числе наводнение, пожар, землетрясение, другие обстоятельства, которые граждане не могли предвидеть или предотвратить, и которые повлекли утрату или повреждение их имущества, для восстановления которого требуется использование древесины, граждане имеют право на заготовку древесины для собственных нужд в пределах установленных нормативов в соответствие с  Законом Республики Коми от 27 декабря 2006 года № 136-РЗ «О регулировании лесных отношений на территории Республики Коми» без соблюдения сроков наступления очередного права на заготовку древесины.

Решение вопроса по ремонту мостов возможно путем заключения договора между администрацией района, населенного пункта или с организацией, в чьем ведение находится дорога, и предприятием, которое берет на себя обязательства по содержанию дорог и мостов. В свою очередь такая организация может принять участие в аукционе для субъектов малого и среднего предпринимательства по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений и за счет древесины, заготовленной по договору купли-продажи, заключенной по результатам аукциона, произвести ремонт моста.

В случае местонахождения моста в пределах лесного участка, переданного в аренду, есть возможность заключения соглашения о социальном партнерстве между арендатором лесного участка и администрацией района или населенного пункта, в котором лесопользователь обязуется содержать дороги и мосты в надлежащем состоянии.

  1.  

Сыктывдинский район, с. Пажга

Когда и какие меры будут приняты Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РК по отлову всех волков в районе сёл Пажга и Ыб? Волки сгрызли более 40 собак, свободно бродят по селу, совершенно не боятся людей.

 

 

Проблема появления волков в населенных пунктах, не являющихся средой обитания охотничьих ресурсов и не отнесенных к охотничьим угодьям, существует. Выходы диких животных, в первую очередь, провоцируются большим количеством свалок пищевых и бытовых отходов, увеличивающимся количеством безнадзорных домашних животных, бескормицей в лесу.

По состоянию на 31.12.2018 г. в республике добыто 130 особей волка, что в 2 раза больше по сравнению с прошлым годом.

В течение сезона охоты 2017-18 гг. на территории Сыктывдинского района добыто 19 особей волка. Окрестные леса представляют собой исконные местообитания таежной фауны, и появление волков в населенных пунктах не исключается.

Обеспечение безопасности граждан, находящихся на территории населенных пунктов, Министерство, в пределах своих полномочий, не осуществляет.

Животные, которые представляют угрозу жизни и здоровью граждан, подлежат отстрелу в рамках действующего законодательства. В населенном пункте обеспечение безопасности граждан, а равно применение оружия, возложено на органы внутренних дел (подпункт 2 пункта 3 статьи 23 Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ - в населенных пунктах только сотрудниками полиции может быть применено огнестрельное оружие для обезвреживания животных, угрожающих жизни и здоровью граждан).

В целях уменьшения вероятности выхода волков в населенные пункты Минприроды РК ежегодно организует мероприятия по разъяснению администрациям муниципальных образований причин и условий выходов опасных диких животных на территории населенных пунктов с указанием на необходимость принятия конкретных мер в соответствии с их полномочиями:

-           ликвидация свалок на территориях населенных пунктов;

-           освещение улиц;

-           отлов безнадзорных собак;

-           информирование населения о запрете свободного выгула собак;

-           содержание домашнего скота в загонах и иных закрытых помещениях;

-           ограждение частных владений.

В целях обеспечения безопасности граждан в связи с выходом диких животных на территорию населенных пунктов Министерством разработана Памятка действий граждан в случае обнаружения на территории населенного пункта и (или) нападения диких животных. В Администрации муниципальных образований Республики Коми направлены разъяснительные письма, с указанием на необходимость устранения причин и условий выхода диких животных на территории населенных пунктов, а также на необходимость доведения до сведения граждан указанной Памятки. С целью предотвращения случаев появления волков в населенных пунктах необходимо убрать свалки с территории населенных пунктов и содержать домашних собак в специальных вольерах.

По каждому конкретному случаю появления диких животных  на место их выхода выезжают инспекторы Охотуправления Минприроды РК для оценки обстановки, определения степени угрозы, принятия необходимых решений и организации работы по отстрелу. Организовано взаимодействие с Администрациями МО, отделами МВД и охотниками Охотобщества.

  1.  

Сыктывдинский район, д. Малая Слуда

Принимаются ли какие- то меры по предотвращению  запаха с ЛПК в сторону населённых пунктов   (Зеленца, М. Слуды, Палевиц и Часово)? Особенно запахи идут во время сильных ветров.

На предприятии давно существовала проблема выбросов метилмеркаптана и серосодержащих дурнопахнущих соединений в атмосферу. Для уменьшения выбросов предприятием осуществлен ряд мероприятий, позволяющих значительно снизить выбросы специфических дурнопахнущих загрязняющих веществ в атмосферный воздух, таких как: замена физически изношенных содорегенерационных котлов на котлы с установленным скруббером, после которого дымовые газы идут на сжигание. Осуществлена реконструкция системы сбора, транспортировки и сжигания концентрированных неконденсируемых газов (в рамках проекта «СТЕП»). Сейчас на предприятии осуществляется монтаж электрофильтров на СРК-7У. На сегодняшний день экологический эффект, достигаемый в результате, в том числе, данных реконструкций положителен и показывает о снижении выбросов по сравнению с 2010 г. метилмеркаптана - на 85%, сероводорода – на 78%, оксида углерода на 74%,  диоксида серы - на 92 %.

Для справки: контроль и надзор за качеством атмосферного воздуха в населенных пунктах осуществляет Управление Роспотребнадзора по Республике Коми в рамках социально-гигиенического мониторинга. В этой связи при подозрении на ухудшение качества атмосферного воздуха в городе следует обратиться в соответствующий компетентный орган.

 

  1.  

с. Визинга

Жители населенных пунктов района просят решить вопрос по уменьшению стоимости песчано-гравиевой смеси (ПГС). Главы поселений в рамках проекта «Народный бюджет» и население  приобретают ПГС с одной целью - улучшить качество местных дорог, а стоимость смеси достаточно велика. Пример, приобрести машину ПГС у дорожников обойдется в 3-3,5 тыс. рублей (одна машина КАМАЗ) Благоустройство территорий становится очень дорогим. Можно ли решить вопрос по удешевлению ПГС на уровне республики?

Предприятия, добывающие строительный песок и песчано-гравийную смесь на территории Республики Коми, на 100% являются частными. Затраты на составление проектной документации, содержание техники, плата за аренду земельного участка, затраты на будущую рекультивацию карьера, мероприятия по обслуживанию карьера влияют на стоимость полезного ископаемого.

Согласно центральной базе статистических данных по Северо-Западу РФ средняя цена строительного песка и песчано-гравийной смеси составляет около 150 руб. за 1 куб.м.

Это цена на борту карьера без погрузки и транспортировки.

Следовательно, цена песка в КАМАЗе составляет около 1,2-1,5 тыс.руб., остальное – транспортные расходы.

Решение вопроса по удешевлению  строительного песка и песчано-гравийной смеси на уровне республики невозможно.

К сведению: на территории Сысольского района карьеров по добыче песчано-гравийной смеси нет.

  1.  

 

с. Дзёль

 

 

Лесничества перестали оформлять договора купли- продажи древесины для обеспечения жителей дровами из-за того, что многие не имеют техпаспорта дома или жилье не оформлено в собственность. На эти документы необходимо в среднем 40-50 тысяч рублей. Для сельских жителей это неподъемная  сумма, особенно для пенсионеров. У нас в деревне Габово  дома все уже ветхие, живут в основном пенсионеры. Зачем на ветхий дом нужны техпаспорта? Как простым гражданам выписать древесину на заготовку дров, не имея документов на жилое помещение?

 

Отпуск древесины населению для собственных нужд осуществляется в соответствие с Законом Республики Коми от 27 декабря 2006 года № 136-РЗ «О регулировании лесных отношений на территории Республики Коми» (далее – 136 Закон РК). 

Согласно 136-РЗ установлены следующие нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд:

 

1) для отопления жилого дома, части жилого дома, иных жилых помещений, имеющих печное отопление, - до 25 куб.м древесины на корню один раз в год;

 

2) для отопления хозяйственных построек - до 5 куб.м древесины на корню один раз в год.

 

Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений, заключенного в установленном порядке с уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми в области лесных отношений (лесничеством).

Для заготовки древесины для собственных нужд необходимо обратиться в ближайшие к Вам лесничества с заявлением с указанием цели использования древесины и предполагаемого объема заготовки древесины.

К указанному заявлению необходимо приложить следующие документы:

 

1) для отопления жилого дома, части жилого дома, иных жилых помещений, имеющих печное отопление, - копии документов, подтверждающих право собственности, владения (пользования) жилым домом, частью жилого дома, иными жилыми помещениями, имеющими печное отопление;

 

2) для отопления хозяйственных построек - копии документов, подтверждающих право собственности, владения (пользования) хозяйственными постройками, выдача которых предусмотрена законодательством.

Проблемы по отпуску древесины для отопления таких домов отсутствуют. По справкам, выданным администрацией населенного пункта, о наличии печного отопления проводится отпуск древесины.

 

Гражданам необходимо решать вопрос с оформлением прав собственности. Республика не может позволить отпускать древесину любому гражданину без подтверждающих документов. Из практики отпуска древесины в 2013-2014 гг. это может привести к злоупотреблению со стороны граждан и началом перепродажи выделенного объема древесины коммерческим организациям.

  1.  

с. Дон

 

Почему делянки для заготовки леса дают вблизи населенных пунктов без согласования с населением? Почему на аукционные комиссии не приглашаются главы сельских поселений, общественность? Около нашего  села Дон заготовители разрушили все  грибо-ягодные места, испортили дорогу. Для  местного населения остаются одни пни и непроходимые пустыри. Необходимо учитывать мнение и интересы жителей села, здесь жить нашим детям и внукам.

Для ограничения промышленной заготовки вокруг населенных пунктов закреплен перечень «социально» значимых кварталов для удовлетворения потребностей местного населения в древесине. Промышленная заготовка в границах данных кварталов не осуществляется.

Также Министерством в адрес лесничеств и администраций районов было направлено письмо с предложением включать представителей органов местного самоуправления в Республике Коми и общественных организаций в состав аукционной комиссии по организации и проведению аукционов по купле-продаже лесных насаждений. В настоящее время в состав аукционной комиссии по ГУ «Усть-Куломское лесничество» входят представитель МОД «Коми войтыр» по Усть-Куломскому району и заместитель руководителя администрации сельского поселения «Усть-Куломский».

В свою очередь, в связи с началом разработки Лесного плана Республики Коми на период 2020-2029 г.г. планируется провести зонирование территории лесничества, в том числе, будет выделен перечень социально значимых кварталов с целью сохранения биоразнообразия, традиционных мест сбора ягод и грибов, осуществления и размещения мест отдыха местного населения и организации работы школьных лесничеств в близи населенных пунктов.

В связи с этим в 1 квартале 2019 года Министерство совместно с лесничествами будет проводить работу по зонированию территории лесничеств. Для всестороннего рассмотрения планируемого распределения территории лесничества с привлечением всех заинтересованных сторон лесничествами будут созданы рабочие группы с обязательным участием в них представителей администраций районов, сельских поселений, членов лесных советов, организаций и объединений граждан, предприятий и организаций лесной отрасли.

На участках вблизи населенного пункта Дон (на расстоянии 6 км, кварталы 57,58) велась заготовка древесины арендаторами лесных участков. После банкротства организации на данных участках велась заготовка представителями малого и среднего бизнеса по договорам купли-продажи, заключенным по результатам аукционов.

В настоящее время планируется закрепление этих участков для заготовки древесины гражданами для собственных нужд. Также по информации лесничества, данные участки не являются ягодно-грибными местами.

  1.  

с. Керчомья

Много разговоров идет про то, что людям можно брать валежник. А как отличить валежник от не валежника? Как отличить валежник от сухостоя? Можно ли брать поваленные деревья, которые остаются при расчистке трасс?

Нужно ли какие-либо документы предоставить в лесничество или получить оттуда разрешение на валежник?

В соответствии с Законом РК №136-РЗ «О регулировании лесных отношений», при заготовке валежника осуществляется сбор лежащих на поверхности земли остатков стволов деревьев, сучьев, не являющихся порубочными остатками в местах проведения лесосечных работ и (или) образовавшихся вследствие естественного отмирания деревьев, при их повреждении вредными организмами, буреломе, снеговале. Таким образом, валежник - это лежащее дерево.

При этом сухостой не является валежником, т.к. сухостой – это сухое стоящее дерево.

Поваленные деревья, которые остаются при расчистке трас, не являются валежником, их сбор запрещен.

Заготовка валежника допускается в лесах любого целевого назначения в течение всего года.

Заготовка валежника предусматривается на безвозмездной основе и только для собственных нужд.

Ограничения в количестве заготавливаемого валежника отсутствуют.

Транспортировка валежника в распиленном состоянии не запрещена и не требует составления сопроводительных документов.

Уведомление гражданами лесничества о намерении заготовить валежник республиканским законодательством не предусмотрено.

Хочется отметить, что Республика Коми является одним из регионов Российской Федерации, который пошел по пути предоставления максимальной возможности осуществлять сбор валежника гражданами по упрощенной процедуре, и не стал вводить дополнительные требования к получению разрешения на заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов. 

  1.  

Усть-Вымский р-н.

Когда будет построен мусорный полигон для хранения ТБО в пгт. Жешарт?

 

Если полигон построят в ближайшее время, будет ли снижен тариф на вывоз ТКО в районе?

 

 

Реализация мероприятия по строительству межпоселенческого полигона твердых бытовых отходов в пгт. Жешарт запланирована в рамках Государственной программы Республики Коми "Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды".

Проект имеет положительное заключение государственной экспертизы. Для начала реализации мероприятия необходим перевод земель лесного фонда. Финансирование мероприятия в 2019 -2021 годы в рамках Госпрограммы не предусмотрено.

В целях перевода земель лесного фонда в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (далее – земли промышленности) администрацией МР «Усть-Вымский» письмом от 13.03.2018 № 101 представлен на проверку комплект документов для перевода лесного участка с кадастровым номером 11:08:0101001:6091,расположенного на землях лесного фонда ГУ «Айкинское лесничество», Жешартское участковое лесничество, квартал 57 в земли промышленности под полигон ТБО в пгт. Жешарт Усть-Вымского района.

Министерством в рамках исполнения данного обращения проведена процедура согласования перевода земель с Главой Республики Коми С.А. Гапликовым, в результате которой получено письмо (позиция) руководителя, являющееся в соответствие с поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 16.11.2012 № АД-П9-6910 обязательным для включения в состав документации, обосновывающей перевод и представления в Федеральное агентство лесного хозяйства на рассмотрение в установленном порядке.

По результатам рассмотрения обращения и документации о переводе земельного участка с кадастровым номером 11:08:0101001:6091 из состава земель лесного фонда в земли промышленности под полигон ТБО в пгт. Жешарт Усть-Вымского района, установлено, что документы, представленные на рассмотрение, не соответствуют требованиям Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 48 «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий», положениями которых регулируются особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий.

В целях решения по существу поставленных в обращении вопросов в адрес администрации МР «Усть-Вымский» письмом от 25.06.2018 № 02-10-4763 возвращены материалы для доработки, брошюрования и направления в соответствующем виде на рассмотрение в Федеральное агентство лесного хозяйства.  В настоящее время Администрацией обновляется справка Комнедра (Тарбаев М.Б.) и получается согласие правообладателя земельного участка  (ТУ Росимущества по РК)..

  1.  

Усть-Вымский

Не первый год в Архангельской области охотники получают материальное стимулирование за добычу волка. За отстрел волков они получают большие деньги, а также у них есть возможность получить внеочередную лицензию на добычу лося. Рассматривается ли вопрос о реализации стимулирующих мероприятий у нас в Республике Коми?

Законом Республики Коми от 04.07.2018 г. № 50-РЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов в Республике Коми» предоставлено однократное преимущественное право на получение разрешения на добычу каждого вида охотничьих ресурсов физическим лицам, добывшим как минимум одну особь волка в течение года, предшествующего дате подачи заявления на выдачу разрешения. Граждане, добывшие волка, пользуются правом на получение разрешения на добычу охотничьих ресурсов (лось).

Принятие данного закона позволит повысить заинтересовать охотников в добыче волков, тем самым добиться снижения численности волков, уменьшить наносимый вред объектам животного мира, сельскохозяйственным и домашним животным.

Вопрос о выплате вознаграждения за добычу волка на территории Республики Коми и о его размерах в настоящее время остается актуальным и Министерством изучается.

  1.  

д. Карпушевка

Когда в Усть-Цилемском районе начнут проводить дноуглубительные работы?

Река мелеет, меняет русло, с ней мелеют и засоряются другие маленькие речки, водоёмы становятся «застойными», что очень губительно для их обитателей.

 

 

По количеству рек и их многоводности республика занимает одно из первых мест в стране. На состояние водных ресурсов оказывают влияние как антропогенные, так и природные факторы, в том числе: паводки,  затопление земель, населенных пунктов и объектов экономики, интенсивное хозяйственное использование и бесконтрольная застройка частным сектором паводкоопасных территорий.

Обмеление рек - это комплексная проблема, и тому есть естественные причины. Это и многолетние циклы водного режима реки, которые могут длиться до тридцати пяти лет. Во время такого цикла идёт обмеление с последующим прибавлением уровня воды. Естественная жизнь реки состоит в том, что плёс чередуется с перекатами - и так от истоков до устья.

Речь, судя по всему, идёт о Печоре, (которая с периодичностью в 5 лет затапливает территории Усть-Цилемского района) и ее притоках.

Дноуглубительные работы, независимо от цели их проведения, требуют подготовки соответствующего обоснования для выделения финансирования, выполнения изыскательских работ, разработку проектной документации, расчета экономической эффективности.

Дноуглубительные работы дорогостоящие и требуют крупных финансовых вложений, поэтому для принятия решений в каждом конкретном случае требуется подход с точки зрения экономической эффективности проводимых мероприятий (стоимость проведения 1 км дноуглубительных работ около 5 млн. руб.).

Наиболее важными критериями при определении экономической эффективности планируемых мероприятий являются относительная регулярность негативного воздействия на рассматриваемую территорию, размер нанесенного материального ущерба (вероятного ущерба) от вредного воздействия вод, а также стоимость организации и проведения работ.

В рамках определенных полномочий, министерство проводит работы по расчистке русел рек с целью увеличения их пропускной способности в период прохождения половодья.

Проведение таких работ осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций, и возможно исключительно в отношении водных объектов, полностью расположенных на территории  республики.

В части решения вопросов по предотвращению негативного воздействия вод рек, протекающих на территории нескольких субъектов Российской Федерации, таких как р. Печора, р. Сысола, р. Вычегда, субъекты России являются инициаторами предложений. Финансирование и реализация противопаводковых мероприятий осуществляется Росводресурсами их территориальными органами.

Основной формой негативного воздействия вод является затопление и подтопление прибрежных территорий при прохождении весеннего половодья и летне-осенних паводков.

В этом случае мероприятия включают в себя расчистку участков русел рек, предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий, проведение ледорезных работ, работ по ликвидации ледовых заторов и ослаблению прочности льда.

В рамках осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

1.         В 2013 году завершены работы по расчистке русла реки Ижма (Сосногорский район, Республика Коми)». Общая протяженность расчищаемого участка 2,3 км (в 2010 году – 0,5 км; в 2011 – 0,7 км; в 2012 – 0,5 км; в 2013 – 0,6 км). В результате проведенных в работ обеспечена защита территорий, на которой проживают 250 человек. На реализацию мероприятия предоставлены субвенции в объеме 62 млн. рублей

2.         В 2013 году выполнены работы по расчистке русла реки Б. Визинга (в районе с. Визинга, Республика Коми». Протяженность участка расчистки русла реки составила 1,2 км участка реки, численность защищаемого населения – 250 человек. На реализацию мероприятия предоставлены субвенции в объеме 4 млн. рублей

3.         В 2009 году выполнены работы по расчистке участка русла р. Ухта. Протяженность участка расчистки русла реки составила 0,8 км участка реки, защищено 146 человек, проживающих на территории республики. На реализацию мероприятия предоставлены субвенции в объеме 10 млн. рублей

Исполнительно-распорядительным органам муниципального образования ежегодно перед началом половодья необходимо осуществлять контроль за состоянием ледовых переправ, проводить мероприятия по их своевременному разрушению; фиксировать  случаи затопления (фото документировать, актировать случаи) и представлять предложения по конкретным участкам русел рек, с приложением документов обосновывающих необходимость  проведения работ и выделения финансирования.

Реализация мероприятий по проведению дноуглубительных работ в целях обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях предусмотрена Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)» (Минпром РК).

  1.  

МОГО «Вуктыл»

Насколько я понимаю "мусорная реформа" была задумана для того, чтобы защитить окружающую среду от вредных факторов. Изначально планировалось осуществлять раздельный сбор мусора и утилизировать его. Однако на сегодняшний день в республике только используются старые полигоны. Ни о каком раздельном сборе ТКО даже речи никто не ведет. Когда ситуация изменится в лучшую сторону?

В Государственной программе РК "Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды" предусмотрена ежегодная реализация проектов по созданию системы раздельного сбора отходов в муниципальных образованиях РК. Проектом предусмотрены установка и обустройство соответствующих контейнерных площадок, организация мероприятий по информированию населения и пропаганде раздельного сбора, способствующих расширению представления населения о возможности вторичного использования отходов.

В 2018 году была осуществлена реализация мероприятий по организации раздельного сбора ТКО на территориях 7 муниципальных образований:

 МО МР «Усть-Куломский» (закуплено 68 контейнеров, обустроено 34 площадки, изготовлены агитационные материалы в  виде плакатов  формата А3  в количестве  3600 шт.), МО ГО «Сыктывкар» (изготовлен информационный видеофильм на тему «Раздельный сбор отходов в г. Сыктывкаре»), МО ГО «Ухта» (закуплено и установлено 29 контейнеров), МО МР «Ижемский» (закуплено 40 контейнеров и 31 урна, обустроено 20 площадок, приобретен 1пресс пресс для прессовки отходов), МО МР «Сыктывдинский» (закуплено 6 контейнеров, обустроено 3 площадки), МО ГО «Воркута» (закуплено 175 контейнеров).

Ежегодно из республиканского бюджета Республики Коми на реализацию мероприятий по раздельному сбору выделяется около 5,5 млн. руб. Перечень муниципальных образований, участвующих в реализации мероприятий,  формируется ежегодно Минприроды Республики Коми на основе заявок  органов местного самоуправления  в соответствии  с критериями отбора, определенными правилами предоставления субсидий Государственной программы.

На текущий момент Минприроды Республики Коми осуществляется сбор заявок от органов местного самоуправления для реализации мероприятия в 2019 году.

В период с 2016 по 2018 гг. от администрации МО ГО «Вуктыл» заявок на участие в мероприятии по организации раздельного сбора в муниципальном образовании не поступало.                                                                                                                                                                                              

  1.  

МОГО «Вуктыл»

Что делается в плане экологического образования в школах Республики Коми, как прививаются детям знания об экологии? Это важно - если ребенок со школы знает как, что и на что влияет в природе, к каким последствиям приводят определенные действия, он вырастет более сознательным и, например, не станет мусорить, и другим не позволит.

 

 

 

Минприроды занимается экологическим просвещением.

 

1.         Правительством РК в декабре 2016 г. утверждена Концепция экологического образования и просвещения населения в Республике Коми на период до 2025 года, где  четко прописаны все направления деятельности, принят республиканский план, объединяющий усилия министерств и ведомств региона, общества и науки, школьников и студентов, СМИ и федеральных ООПТ.

2.         Минприроды организует массовые природоохранные акции, экологические конкурсы, выставки, на которые активно привлекаются школьники и студенты. Это республиканские акции «Речная лента», «Марш парков», «Зеленая весна» и «Зеленая Россия», др.  В 2018 г. проведено 9 акций и 3 экологических конкурса, в которых приняло участие 14,9 % населения РК (125108 человек). Проект «Республиканская экологическая  акция  «Речная лента» занял 1-е место в 2018 г. в Российском открытом конкурсе «ЛИДЕР КЛИМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» в номинации эко-волонтерство. По итогам всероссийской акции по уборке водоемов и их берегов «Вода России» в 2018 г., Республика Коми заняла 1-е место по СЗФО и 4-е место по России и вошла в пятерку самых активных регионов.

3.         В регионе реализуется уникальная для России программа дополнительного образования детей «Заповедная школа» – это специальный курс дополнительного, углубленного образования учащихся 6-11 классов в области экологии, получения практических навыков ведения экологического мониторинга состояния особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и охраняемых объектов живой и неживой природы. Программа реализуется в 12-и муниципалитетах региона; по программе занимаются более 800 ребят, в т.ч. в школьных лесничествах республики. Практическая часть программы «Заповедная школа» должна проводиться на природе, поэтому нашими специалистами организованы экологические тропы на ООПТ (заказник «Важъелью» тропа «Ордым» МОМР «Сыктывдинский», заказник «Белый» тропы «В гостях у Вэрсы» и «Белый бор» - МОМР «Усть-Вымский» и «Сыктывдинский»).

4.         Еще одно направление – это проведение эколого-просветительской работы с населением региона по формированию ответственного отношения к раздельному сбору ТКО.

Для этого разработаны методические комплекты и брошюры, разработаны и выпущены ролл-апы «Вторая жизнь отходов», выпущен буклет «Мы – из поколения будущего. Разговор о ТКО» тиражом 1700 экз. Для школьников проводятся тренинги, которые направлены на мотивацию участия населения в раздельном сборе твердых коммунальных отходов и потреблении биоразлагаемых тары и упаковки. Тренинги организованы с привлечением волонтеров республики (проект «Своя планета», КРОО «Общество лесоводов», «Третий возраст»). Только за 2018-январь 2019 г. в тренингах приняли участие 1200 ребят из 16 муниципалитетов республики.

  1.  

 

Ухта

Цель мусорной реформы уменьшать объемы ТКО. Почему на г. Ухту, не согласовав с населением, ввозят со всех поселков и г. Сосногорска мусор? Для Ухты это большая нагрузка

 

 

На сегодняшний день в Республике Коми  совместным приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми утверждена территориальная схема обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Коми (далее – Территориальная схема).

Схема потоков отходов Территориальной схемы предусматривает размещение твёрдых коммунальных отходов (далее – ТКО)  исключительно на объектах размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО).

Объекты размещения коммунальных отходов, включенные в ГРОРО, присутствуют на территориях 9 муниципальных образований Республики Коми, в том числе и в МО ГО «Ухта».

Согласно схеме потоков ТКО, отраженной в Территориальной схеме, на Ухтинской городской полигон твердых бытовых отходов  твердые коммунальные отходы поступают с 5 муниципальных образований республики (МО МР «Сосногорск», МО МР «Троицко-Печорск», МО МР «Ижемский», МО МР «Усть-Цилемский», МО МР «Княжпогостский» (СП «Иоссер», СП «Чиньяворык»).

В соответствие с Правилами разработки, общественного обсуждения, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем,  проект Территориальной схемы был размещен на сайте Минприроды Республики Коми для проведения общественных обсуждений (22.10 -21.11.2018, 03.12-17.12.2018).

  1.  

 

Ухта

 

Почему не подключают малый и средний бизнес по переработке мусора?

 

Реализация переработки ТКО возможна  для любого хозяйствующего субъекта, в том числе и со стороны малого и среднего бизнеса. Минприроды Республики Коми, совместно с Региональным оператором в области обращения с ТКО, рассматривает все поступающие предложения в части обращения с ТКО, в том числе по их утилизации.

Предприятия малого и среднего предпринимательства могут быть включены в технологическую цепочку в качестве оператора по обращению с ТКО, при условии наличия у них объектов обращения с ТКО и соответствующего договора с региональным оператором по обращению с ТКО.

  1.  

Сизябск

Как решается вопрос по возобновлению сплошной вырубки древесины для собственных нужд гражданам  на территории Ижемского района?

Минприроды РК было подготовлено и направлено письмо в адрес заместителя министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Валентика И.В. от имени Первого заместителя Председателя

Правительства Республики Коми Максимовой Л.В. с просьбой о рассмотрении вопроса о внесении изменений в границы лесных районов и отнесении Ижемского и Печорского муниципальных районов Республики Коми к северо-таежному району Европейской части России.

В свою очередь Рослесхозом в адрес Минприроды России направлен проект изменений в Перечень лесных районов. В проекте учтено предложение Республики Коми по исключению территории Ижемского и Печорского муниципальных районов к югу от 65 гр. с.ш. из притундровых лесов. 

После принятия проекта и внесения изменений в лесохозяйственные регламенты лесничеств будет возобновлена возможность проведения сплошных рубок.

  1.  

Ижма

Необходимо ли оформлять документы на заготовку валежника, и какие?

 

 

 

При заготовке валежника осуществляется сбор лежащих на поверхности земли остатков стволов деревьев, сучьев, не являющихся порубочными остатками в местах проведения лесосечных работ и (или) образовавшихся вследствие естественного отмирания деревьев, при их повреждении вредными организмами, буреломе, снеговале.

Заготовка валежника предусматривается на безвозмездной основе и только для собственных нужд.

Транспортировка валежника в распиленном состоянии не запрещена и не требует составления сопроводительных документов.

Уведомление гражданами лесничества о намерении заготовить валежник не предусмотрено.

Таким образом, документы на заготовку валежника не нужны.

  1.  

Щельяюр

Правда ли что в п. Щельяюр свалка снова заработает?

 

 

С 1 января 2019 года вступили в силу поправки в федеральный закон «Об отходах производства и потребления», предусматривающие, что  в срок до 1 января 2023 года объекты размещения ТКО, введенные в эксплуатацию  до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения ТКО в соответствии  с требованиями к таким объектам.

В связи с  отсутствием в настоящее время соответствующих подзаконных нормативно-правовых актов, ведутся работы по формированию предварительного списка объектов размещения отходов, которые могут подлежать дальнейшей эксплуатации.

25

Инта

Уборка  несанкционированных свалок в городах и районах, насколько нам известно, возложена на Регионального оператора? Будет ли осуществляться контроль над исполнением данного обязательства?

 

 

В отношении Регионального оператора Минприроды Республики Коми может проводить мероприятия по региональному экологическому надзору только в том случае, если он (Региональный оператор) допускает нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, в т.ч. в части обращения с отходами.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 15.06.2017 N 302 контроль за исполнением Правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Коми и Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, осуществляет Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми.

При этом необходимо отметить, что исторически сложившиеся свалки Регоператор не ликвидирует, а вот вновь образовавшиеся – может.

В случае обнаружения региональным оператором несанкционированного места складирования твердых коммунальных отходов и если виновное лицо в организации несанкционированной свалки не установлено, Регоператор в соответствии с Правилами обращения с ТКО, устанавливает собственника земельного участка, на котором не санкционированно размещены отходы и направляет уведомление  о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней.

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

Справочно: В отношении Регионального оператора Минприроды Республики Коми может проводить мероприятия по региональному экологическому надзору только в том случае, если он (Региональный оператор) допускает нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, в т.ч. в части обращения с отходами.

26

 

Инта

Почему не создано  Интинское лесничество?

В настоящее время в Инте существует только  участок, относящийся к Печорскому лесничеству.

По какой причине принято такое решение:  нехватка специалистов  или в связи с ненадобностью?

 

Формирование границ лесничеств в Коми проходило в XIX-XX веках.

Размеры лесничеств в республике значительно различаются (от 83 тыс. га до более чем 4 млн. га) и определяются в основном их хозяйственным освоением. В южных районах ведется активная заготовка леса, поэтому было рациональным создание более мелких лесничеств.

Дробление северных лесничеств не является целесообразным

 

 

 

Меню сервисов Портала

email home map
Региональная горячая линия 8-800-200-8212
ОСТАЛОСЬ ДНЕЙ

IT -опрос населения по оценке деятельности органов местного самоуправления

эко-Республика

Инвестиционный портал Республики Коми

Портал государственных услуг РФ
Цифровое эфирное телевидение
Активный регион Республика Коми

Официальный интернет-портал правовой информации


Экология глазами детей
Аллея России
© 2019 ГАУ РК «ЦИТ»